7

Ответ на пост «Прелюдия к катастрофе. Часть 2. Ополченцы едут на фронт»

В трех дивизиях сверх штата были сохранены батальоны малых танков из 30 машин каждый.

Они назывались "танкетные". На вооружении танкетка Т-27, но насколько я помню полагались они всем.

Танкетка Т-27. К началу Великой Отечественной войны снята с вооружения но, за неимением лучшего, основа бронетанковой мощи танкентных полков и батальонов ДНО. Не всех, но многих.

Танкетка Т-27. К началу Великой Отечественной войны снята с вооружения но, за неимением лучшего, основа бронетанковой мощи танкентных полков и батальонов ДНО. Не всех, но многих.

Еще одно примечание. В одной из дивизий был Т-34. Как он попал в батальон описывается весьма мутно. Складывается впечатление, что они его просто нашли или выменяли на что-то. Кроме него была еще парочка "поплаков" - Т-37 или Т-38. Впрочем вся эта техника дивизии была потеряна из-за ошибки командира батальона. Эпизод известный. А так да. Дивизии были весьма боевые и мотивированные. Не потеряли присутствия духа во время окружения, всеобщего развала и паники, до последнего сохраняли порядок и дисциплину. Одна из дивизий, действуя на острие прорыва из котла, таки смогла пробить окружение, держала коридор и потом действовала достойно, за что и получила звание Гвардейской.

Показать полностью 1
8

Прелюдия к катастрофе. Часть 2. Ополченцы едут на фронт

Серия Прелюдия к катастрофе

Еще на стадии формирования было начато обучение ополченцев. Среди прочих известны фотографии с Садовой-Сухаревской улицы, где бойцов 13-й ДНО обучали строевому шагу. 1-я ДНО проводила боевое обучение в Центральном парке культуры и отдыха имени А.М.Горького. Как минимум часть формирующихся дивизий до 11 июля находятся на казарменном положении в Москве.

Неожиданным для многих было известие об отправке на передовую: «Нас обманули… Мы отправляемся на фронт».

Едва закончив формирование, дивизии ополченцев начали перебрасывать на строительство оборонительных рубежей Можайской линии обороны. Там в них вливали подходящие батальоны разных районов и городов области и проводили боевое обучение параллельно со строительством укреплений. Некоторые соединения перебрасывались сразу под Вязьму, например, 6-я ДНО.

Обмундирование получали уже в пути, к примеру, 2-я ДНО Сталинского района получила вооружение, транспорт и была полностью экипирована в Химках, после чего на поездах и автотранспорте выдвинулась в район городов Клин и Высоковский.

«Не обученные военной технике, необстрелянные, мы по пути на фронт останавливались, учились стрелять (я попал в артиллерийский полк), делать маскировку, копать окопы, противотанковые укрытия, строить землянки, склады для снарядов. Учились владеть гранатой и бутылками с зажигательной смесью.» - рассказывал начальник отдела кадров Режского никелевого завода, ополченец 1-й ДНО Виктор Арсентьевич Пузанов.

«Большое внимание уделялось стрельбе из французских пушек, а также из стрелкового оружия. На вооружении в пулеметных ротах были американские «Браунинги» и чешские «Шкоды» (под чешскими «Шкодами» вероятнее всего имеются в виду австро-венгерский пулемет «Шкода» 1909 или 1913 года выпуска – прим. авт.). Чешские пулеметы – копии наших «Максимов», только на сошках-треногах» - вспоминал уроженец села Орудьево Московской области, ополченец 18-й ДНО, Александр Иванович Андреев.

Довольствием обеспечивали, хоть и с перебоями – например, красноармеец 3-его стрелкового полка Лева Анатольевич Шиковец жалуется в письме родственникам, что забыл перочинный ножик и просит прислать "для разнообразия" конфет, сахара или сушек, а также папиросы или табак, так как ночью "скучно бывает иногда". Также он отмечает, что кормят хорошо. Регулярно дают махорку, но случаются перебои.  Вообще нехватка "курева" - частая тема из писем ополченцев.

Проблема с питанием, конечно, имела место какое-то время. Бойцам 6-й ДНО приходилось поначалу покупать еду в окрестных деревнях, пока не подвезли полевые кухни. Это происходит из-за того, что снабжение частей котлами для варки пищи и вещевым довольствием при нахождении частей в местах дислокации в радиусе 150 км от Москвы производилось средствами райсовета. А ведь это самое довольствие, да и полевые кухни, не говоря уже о котлах и котелках, надо было произвести (на худой конец, «мобилизовать») перед доставкой в войска.

«Наш режим работы таков: встаем в 6 ч. 30 мин. Начало в 7.00. Вначале
было очень тяжело: мы не привыкли к тяжелому физическому труду. Болели руки, поясница и спина, ночью было трудно повернуться на жесткой подстилке – нашей ночевке в каком-то доме. Но через несколько дней стало легче
» - вспоминал один из строителей Днепровского рубежа бывший студент радиофакультета МЭИ (впоследствии доктор технических наук профессор) Б. Сергиевский.

«Когда мы вернулись с работы, нам во взвод выдали несколько винтовок с патронами. Это были польские винтовки. Теперь у нас вместе с СВТ было уже 5 или 6 винтовок. Ночь прошла спокойно. Утром мы пошли на работу, как и накануне. Часов в 10 утра мы стали слышать артиллерийскую стрельбу, которая доносилась с запада. Все стали спрашивать, что это за стрельба. Нам ответили, что это маневры. Но стрельба эта совсем не походила на стрельбу при маневрах. Ко мне подошел боец тов. Соленов и сказал: «Взводный, а это не учебная стрельба; я прослужил всю империалистическую и гражданскую войны и говорю, что это стрельба не учебная, это немцы стреляют, знаю их повадки» - сообщает в своих воспоминаниях Б.В.Зылев, комвзвода саперов 6-й ДНО.

В бой ДНО практически не вступали, за исключением некоторых отдельных случаев, один из которых произошел 19 июля – был выброшен десант численностью около 300 человек недалеко от деревни Озерище, где дислоцировались подразделения 6-й ДНО. Сводный батальон штаба дивизии, собранный из разведроты и саперов смог окружить и разгромить вражеских десантников, правда, с большими потерями.

Приказом Ставки Верховного Главного командования от 30 июля 1941 года дивизии народного ополчения включены в состав армий вновь созданного Резервного фронта: 32-й (2-я, 7-я, 8-я, 13-я и 18-я ДНО) и 33-й (1-я, 5-я, 8-я, 17-я и 21-я ДНО). Позднее 4-я и 6-я ДНО были переподчинены 24-й армии.

У ополченцев было время окопаться, даже несмотря на периодические смены места дислокации. Так, например, 2-я ДНО 1 сентября приняла позиции 133-й сд, переброшенной под Ельню. Ополченцы Сталинского района продолжили усиливать уже созданные стрелками рубежи.

Всего ополченцами было создано две полосы проволочных заграждений, произведено их плотное минирование противотанковыми и противопехотными минами. Между первой и второй позициями были установлены электризованные проволочные сети. В каждом батальонном районе обороны имелось по два-четыре дота, вооруженных противотанковыми орудиями. Построенные 133-й сд стрелковые ячейки бойцы превратили в полноценные траншеи с ходами сообщений, которые связали все позиции главной полосы обороны. Пулеметные и орудийные окопы обзавелись двумя-тремя запасными позициями.

Командный пункт дивизии и двух стрелковых полков состоял из долговременных железобетонных сооружений. Количество боеприпасов доходило до восьми комплектов для стрелкового и до шести комплектов для артиллерийского оружия. Таким образом, полоса обороны дивизии представляла собой развитую и сильно укрепленную полевую позицию с элементами долговременных оборонительных сооружений, с большой плотностью артиллерийского и ружейно-пулеметного огня.

На позициях от Перстенков и Карачарова до Благовещенья и Болдина по фронту, в глубину до Какушкино находилась 8-я дивизия народного ополчения Краснопресненского района Москвы (позднее – 8-я сд), 127-я сд (24-я армия), получила в ответственность район по правому берегу Ужи от Власово до Каськово. Штаб дивизии находился на южной окраине Дорогобужа. В начале сентября 127-я дивизия была передислоцирована, а ее место заняла 7-я дивизия народного ополчения Бауманского района Москвы (впоследствии 29-я сд).

17-й сд была назначена полоса обороны на южном фланге Вяземского оборонительного рубежа в полосе Старые Ближевичи – Латыши. Правый фланг ее находился в 5 км от Варшавского шоссе, которе находилось в полосе 113-й сд генерал-майора Преснякова. В результате частичных перестановок и перегруппировок, фронт сдвинулся правее, и соседом справа оказалась 60-я сд (1-я ДНО), а правофланговый полк дивизии оседлал шоссе западнее хутора Новоалександровский. Фронт дивизии, в начале составлявший 28 км, растянулся до 32 километров. Вчерашние ополченцы торопливо окапывались…

В августе Военный Совет 32-й армии направил в Военный Совет Резервного фронта справку о состоянии своих частей: «Входящие в состав армии 5 дивизий народного ополчения укомплектованы добровольцами и в среднем имеют около 8 тысяч бойцов каждая. Возрастной состав контингента весьма неоднородный и колеблется от 17 до 55-летнего возраста. Большинство бойцов только впервые отбывают военную службу. Политико-моральное состояние красноармейцев и командиров вполне здоровое. Масса бойцов и командиров правильно понимают поставленные перед войсками задачи. Резкая разница в возрастах, отсутствие удовлетворительной боевой подготовки и втянутости в походную жизнь на первых порах оказывают резкое влияние на боеготовность дивизии (до 10-12% отставших с потертостями на марше за 31.7-4.8) В лучшую сторону выделяется 2-я сд. В целом дивизии армии, втянувшись постепенно в условия походно-полевой жизни и, получив необходимую тренировку, будут представлять хорошие войска».

В августе-сентябре 1941 г. все 12 ДНО, как окончательно вошедшие в состав Красной Армии, были переименованы и переформированы по существующим армейским штатам.

Так бывшие московские ополченческие дивизии стали теперь официально именоваться:

– 1-я ДНО Ленинского района – 60-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 2-я ДНО Сталинского района – 2-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 4-я ДНО Куйбышевского района – 110-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 5-я ДНО Фрунзенского района – 113-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 6-я ДНО Дзержинского района – 160-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 7-я ДНО Бауманского района – 29-я стрелковая дивизия (1-го формирования),

– 8-я ДНО Краснопресненского района – 8-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 9-я ДНО Кировского района – 139-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 13-я ДНО Ростокинского района – 140-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 17-я ДНО Москворецкого района – 17-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 18-я ДНО Ленинградского района – 18-я стрелковая дивизия (2-го формирования),

– 21-я ДНО Киевского района – 173-я стрелковая дивизия (1-го формирования).

Все 12 дивизий переформировывались на штатное расписание стрелковых дивизий РККА «Штат № 04/600». В связи с этим, каждая дивизия теперь содержала по штату (точнее сказать, должна была содержать):

– Командование дивизии со штабом с отдельным комендантским взводом и штабной батареей,

– Политический отдел дивизии с партийной комиссией, дивизионным клубом, редакцией красноармейской газеты и типографией,

– Особый отдел НКВД с отдельным стрелковым взводом,

– Военные прокуратуры и трибунал дивизии,

– 3 стрелковых полка,

– артиллерийский полк,

– отдельный зенитный артиллерийский дивизион,

– 4 отдельных батальона (разведывательный, сапёрный, связи, медико-санитарный),

– 2 отдельные роты (химической защиты, она же – химическая рота защиты; автомобильно-транспортная, она же – отдельная автомобильная рота подвоза),

– отдельный полевой автомобильный хлебозавод,

– полевая касса (отделение, контора) Государственного банка СССР и почтовая станция,

– ветеринарный лазарет,

– гурт скота.

После перевода ДНО на штатный состав РККА дивизии начали доукомплектовывать до численности в 10 843 человека. Доукомплектование происходило за счет призывников с территории московского военного округа. В трех дивизиях сверх штата были сохранены батальоны малых танков из 30 машин каждый.

Кроме того, на занимаемых рубежах некоторые дивизии получили в подчинения уже находившиеся там подразделения. Например, 2-я стрелковая дивизия (бывшая 2-я ДНО Сталинского района) получила в оперативное подчинение 200-й отдельный артдивизион Отдельной морской артиллерийской группы Военно-морского флота, 877-й противотанковый артполк и 23-ю отдельную электрическую роту (она же – рота электрических заграждений).

На 1.10 в состав 32-й армии РезФ входили 2-я, 8-я, 29-я, 140-я стрелковые дивизии со средствами усиления и поддержки. Всего в армии насчитывалось 54 482 человека. Главными силами армия прикрывала ярцевско-вяземское направление вдоль автодороги Москва-Минск. Из справки «Оперативно-стратегическая характеристика 32-й армии: «…Армия прикрывает важнейшее направление на Вязьма. Фронт обороны 32-й армии составляет около 90 км, на одну сд первого эшелона приходится до 30 км, на 1 км фронта – 25 винтовок, 45 автоматвинтовок, 4 станковых пулеметов, 3 ппд, 2 орудия, 3 миномета. Войска армии боевого опыта не имеют, находятся в стадии переформирования из дивизий народного ополчения в стрелковые дивизии новых штатов, … около 4000 человек подлежит отправке в тыл (больные, инвалиды, несовершеннолетние)».

Моральное состояние ополченцев было весьма хорошим. Они понимали, что их ждет опасный враг, но были полны решимости сразиться с ним.

«Я живу неплохо. Товарищи у меня хорошие. Большинство из наркомата, и снабжение хорошее. Все товарищи, и я в том числе, рвемся в бой с тем, чтобы покончить с этой гадиной», - писал Михаил Михайлович Бутков, замначальника учебного отдела НКИД. На войну он ушел, даже будучи освобожденным по состоянию здоровья.

Стажер 2-го Европейского отдела НКИД Павел Алексеевич Воробьёв писал жене: «Находимся мы в Смоленской области, недалеко от линии фронта, слышна даже стрельба артиллерии. Не исключена возможность, что и нам придется вступить в бой… Надо полагать, что война будет затяжной и еще нам много предстоит трудностей, которые надо преодолевать, и я рад, что ты не упала духом, а стоически переносишь все трудности».

Яков Тихонович Толкачев, стажер 1-го Европейского отдела НКИД, в дивизии был инструктором политотдела. 18 сентября он написал домой: «Наши дела идут неплохо. Работать приходится много, но для пользы нашего общего дела не жаль сил. Все силы и старания на дело укрепления страны, на разгром ненавистного врага. Враг – зверь должен получить по заслугам, и мы должны отомстить ему за все жертвы. Трудно вам описать те зверства, которые он творит с нашим населением на занятой территории. Так послужим Матери-родине до полной победы над врагом».

Продолжение следует…

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества