Как мы упоролись на отличненько и сбросили сервер и сисадмина из стратосферы на Северный полюс
Мы сейчас готовимся к экспедиции в Антарктику (это которая снизу), а пока расскажу, зачем и, главное, на фига мы сбрасывали сервер и админа в Арктику (это которая сверху карты).
Для эксперимента решили использовать дрейфующую научную станцию Барнео. Каждую весну на прочной льдине разворачивают базу: десантируют людей, тракторы ДТ-75, расчищают полосу для самолётов Ан-74.
План был такой: сбросить туда с самолёта мини-ЦОД и провести опыты со связью. В этом регионе работает только спутник, а у нас как раз есть свой собственный, который может работать ретранслятором.
Если что, мы команда хостинг-провайдера RUVDS. У нас есть 20 ЦОДов в разных странах мира. Поскольку мы немного отмороженные и очень любим клиентов-айтишников, то делаем много чего интересного за рекламный бюджет. Вот в прошлом году решили пойти дальше в Арктику. Там ещё была ачивка с рекордом по прыжку, и ачивка с сервером, и сверху как раз летел наш собственный спутник — в общем, всё складывалось. Чего только не сделаешь ради рекламы!
Железо само себя устанавливать не умеет, поэтому на полюсе нужны были сисадмины. Изначально предполагалось, что они выйдут из самолёта вместе с сервером для стандартного развёртывания ЦОДа. Но наш друг, космонавт Михаил Корниенко, сказал, что это прекрасная возможность поставить рекорд России по стратосферным прыжкам.
Была фора: на Северном полюсе стратосфера начинается примерно с 9 километров, что сильно ниже, чем на экваторе. Этот рекорд хотел поставить иностранный спортсмен, а у нас уже был борт и возможность его опередить.
Рисков было много: Ил-76 мог не набрать нужную высоту (в стратосфере воздух разрежён), оборудование могло разбиться или утонуть, связь — заглушиться солнечной активностью. А ещё медведи. Нам советовали насыпать битого стекла в карманы. Говорят, ракетницы могут как напугать медведя, так и привлечь его, потому что звук похож на треск льда. В итоге взяли сигналы охотника, фальшфейер и шумовой пистолет. К счастью, с косолапыми мы не встретились.
К прыжку готовились серьёзно. Проводили тесты на базе Звёздного городка, использовали барокамеру для проверки кислородных систем и прыгали на широтах Иванова для отладки обогрева.
По железу нас заранее предупредили, что в этом регионе проводятся учения НАТО, и посоветовали ничего особо российского не оставлять в дрейфе на льдине. Наш ЦОД работал на Intel под управлением Windows, а резервным спутниковым каналом был Иридиум.
Из интересного: тщательно настроили файрволы, потому что, если бы Винда решила обновиться на канале 2400 бод, это было бы фатально. Плюс нужны были все драйверы для устройств связи и т.п. Все это несколько раз тестили на совместимость друг с другом.
Перед прыжком, конечно, кое-что пошло не по плану. 2 апреля льдина под Барнео треснула прямо по взлётной полосе. Базу пришлось срочно эвакуировать. У нас был единственный шанс — символично вылететь и десантироваться 12 апреля, провести на льдине несколько часов и уйти вместе с полярниками.
Сначала с Ил-76 сбросили сам ЦОД в ударопрочном контейнере с парашютом.
Затем самолёт поднялся на 10 500 метров. На этой высоте реальная скорость относительно земли около 800 км/ч. Наш админ Денис Ефремов прыгал вместе с космонавтом и лётчиком. При выходе из самолёта случился удар воздуха такой силы, что балаклава сместилась. В итоге админ обморозил щёки за пару минут спуска при минус 55 градусах.
На самой льдине почти минус 30. Ноутбук работал, но экран тормозил до 1 кадра в секунду, а курсор постоянно терялся. Аккумулятора хватало на 10 минут. Пришлось греться в палатке у буржуйки.
Что касается связи — Иридиум оказался пригоден только для голоса и СМС. Диалап-соединение через него не заработало. Но через трекер удалось отправить пакет данных (координаты и температуру) в виде звукового файла, который на сервере превратился в текст. С нашим собственным спутником связь была лучше, хотя пришлось целиться антенной в небо на глаз, компас на полюсе не поможет.
Уже на обратном пути мне рассказали, что экспедиция на машинах в 100 километрах от нас заливала видео о своей поездке. Оказалось, что у них Старлинк.
В общем, поняли, что наш комплект работает, но нуждается в куче доработок, в частности в дополнительном обогреве. Передача — возможна. Полярников это порадовало, потому что ничего, кроме Иридиума, у них не было. Старлинк тоже открыл новые возможности.
Главное — наши стратосферные и спутниковые платформы для автоматизации ЦОДа работают в условиях Крайнего Севера. Чтобы делать какие-то глобальные выводы, нужны статистика, набор разных сеансов связи. Её у нас нет, поэтому глубокой отладки не будет, но что могли в этих условиях — сделали.
Следующий шаг — Антарктика!
Реклама ООО «МТ ФИНАНС» ИНН 7706424050














