"Лётчики-пилоты, бомбы-самолёты"
Это маленькое путешествие с почтовыми марками посвящено лишь нескольким персонам из того героического времени, когда самолёты еще не умели летать так высоко и так быстро, как сейчас.
Как вы думаете, чему могла бы посвятить свою жизнь девочка, которая свой первый полёт на самолёте совершила когда ей не исполнилось и 3х лет?
- Что такого необычного? – спросите вы.
Судите сами: произошло это больше 100 лет назад, а летела девочка привязанной к спине своего отца на самолёте, который он своими руками два года собирал в сарае.
В 1923 году в Крыму состоялся слёт планеристов. В их числе была 14-летняя девочка Валентина.
Стоя на балконе гостиницы в Феодосии, Валентина, смеясь, бросала вниз зернышки винограда. Под балконом дурачились несколько молодых людей. Отталкивая друг друга, они старались поймать ртом эти зёрнышки. Эти смешливые юноши – будущая элита советской авиации и космонавтики.
Выучившись в Пензенской школе лётчиков-инструкторов, Валентина работала инструктором в лётных школах Рязани и Москвы. Волевые качества пилотов она воспитывала так: передав управление самолётом курсанту, вылезала на крыло. От курсанта требовалась максимальная концентрация, чтобы не завалить машину и не потерять инструктора. Несколько учеников Валентины позже стали Героями СССР. Самый известный из них – дважды Герой Борис Сафонов.
Если в этот день нет полётов, почему бы не выпить? В такие дни Валерий Чкалов не отказывал себе в маленьком удовольствии. С другом и тоже героем-полярником Иваном Спириным они катили в машине Валентины по Садовому Кольцу. Слегка тёплых ребят потянуло на анекдоты «про баб-с». Валентина недолго морщилась. Остановила машину и высадила героев. Когда жена Чкалова открыла дверь, в квартиру ввалились мокрые до нитки дружки.
- Валентина, …, посреди Кольца под ливень выставила! – пожаловался легендарный герой. Мужчины закрылись в кабинете и до утра запивали горькую мужскую участь.
Когда было принято решение совершить дальний беспосадочный перелёт женским экипажем, вопрос о том, кто поведёт машину не стоял. Кандидатура командира экипажа не вызвала дискуссий – Валентина. Труднее было подобрать остальной экипаж. Особенно штурмана.
26 часов полёта на самолёте, который прежде вовсе не прошёл испытания и не был принят госкомиссией. Эту, забракованную модель, в единственном экземпляре специально подготовили к сверхдальнему перелёту. Уникум не подвёл, хоть и закончился полёт жёсткой посадкой посреди Уссурийской тайги.
Героический, курьёзный, но, в общем, удачный перелёт сделал Валентину и её подруг по-настоящему известными.
Валентину избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. Пишут, что её усилиями из мест заключения были возвращены до 5000 человек. В эту цифру верится с трудом, но точная цифра не имеет значения. Больше её в депутаты не избирали, слишком много доставила суеты. Достаточно того, что среди выхлопотанных ею был один из тех пареньков, что дурачились под балконом - Сергей Королёв.
Полина и Марина погибли рано. Одна во время попытки установить очередной высотный рекорд, другая – во время войны, под Сталинградом. Их именами назвали улицы в разных городах. Именем Валентины ничего не называли, она продолжала жить.
Из писем Валентины к мужу с фронта:
«Почти 8 месяцев мы работали без единой боевой потери. Стали выдергивать людей, предлагать им высшие, чем занимают, должности. Никто не пошёл. Силой забрать их нельзя, люди даны мне по решению высоких инстанций. Мне предлагали быть заместителем и даже командиром дивизии. Я ответила, что дали мне эту часть не они, и от неё я никуда не уйду – здесь настоящая работа!»
«Немножечко хочется пожаловаться. Трудно мне. Сейчас работаем только на партизан. Я была в Москве, в ЦК. Мы стали помогать партизанам больше. А нам мешают работать. Обещали дать «Дугласов» штук пять. На наших не хватает ночи. Идём домой днём по территории противника и через линию фронта».
В 101-м полку дальней бомбардировочной авиации служила лишь одна женщина-лётчик – командир полка.
После войны о ней знали по книжкам, учебникам, фотографиям и старым почтовым маркам. Казалось, она осталась где-то в тех, героических 30-х, вместе со своими подругами.
Шёл 1986 год. Нам предложили работу в интересах ВВС. Наш научный руководитель, академик, отправился на совещание в секретный «почтовый ящик» Министерства обороны. Вернувшись, собрал ведущих сотрудников, чтобы рассказать о предстоящей работе. И вдруг сказал:
- Я такого еще не видал!
- Что же у них есть такого, чего нет у нас? – поинтересовались советские учёные.
- У них есть женщина-генерал полковник! – ответил академик, который не сразу понял, с кем ему довелось познакомиться.
Валентина Степановна Гризодубова прожила долгую, крупную жизнь. Памятник, поставлен в 2000 году там, где когда-то был «почтовый ящик», в котором она трудилась. Он плохо виден из машин, мчащихся по Кутузовскому проспекту. Появилась в Москве и улица её имени. О тех, героических 30-х годах, должно знать каждое новое поколение.































































