Местная вершина (29.04.23)



Карьерный пруд
Я не мог себе представить, что всего в десяти километрах от города находится столь дивный водоём, образованный на месте выработанного карьера, где каждый желающий мог с превеликим удовольствием заняться рекреационными занятиями — рыбалкой или плаванием. Карьерный пруд был окаймлён плотной сосновой чащей, что благоприятно сказывалось на ощущении отдалённости от урбанистической возни. Водная гладь дарила всем присутствующим свою нетронутую безмятежность и пыталась отразить всей шириной поверхности глубину и недосягаемость бесконечного поднебесья. Здесь, подле стоящего у самой кромки воды дерева, я и остановился. Благожелательная сень и умиротворяющее благоухание сосны положительным образом повлияли на мое сознание и породили во мне чувства почтения этому роду деревьев, ведь он является одним из самых распространённых на просторах не только нашей великой и необъятной родины, но и во всё мире. В Азиатских культурах сосна символизирует долголетие и бессмертие. И немудрено, ведь одним из удивительных её свойств является вечнозелёное одеяние и стойкость, свидетельствующее о поразительной приспособленности к суровому климату. Сосна, подобно старцу, хранит в себе мудрость веков, отражает знания, опыт и олицетворяет силу духа.
Я отдохнул, покатался немного по лесу и вернулся в город. Но не затем, чтобы завершить поездку и отправиться домой. В моём плане на сегодня было также покорение Ольховской горной вершины, находящейся вблизи знаменитой лыжной базы «Снежинка». Мой путь проходил через древнейшую часть города, протянутую вдоль судоходного канала. Когда я покинул территорию Сайгатского микрорайона, на моём пути возвысился крутой подъем — до базы оставались считанные километры. Справа от меня виднелись очистные сооружения, и дух, исходящий от них, опадал на тонкие струнки моей души тяжелым и мрачным настроением. Я слез с велосипеда и понуро начал подъем. С каждым шагом и с каждой секундой моего восхождения меня всё сильнее поглощал злой дух окружающего пространства. Гниющий смрад, множество разрушенных и обветшалых домишек, запустелые и замусоренные участки самым непосильным грузом давили на мое моральное самочувствие. В тот момент я не мог до конца осознать, на чем же основывается столь стойкое ощущение присутствия злого духа и опустошения. Но позже, подняв архивы карт, передо мной открылась часть тягостной истории данного места... Как оказалось впоследствии, на этих землях в начале XIX века было образовано Сайгатское кладбище, которое в советское время было отдано на огороды и в пользование городских очистных сооружений. Удручающая атмосфера могильников и тлетворное дыхание отстойников мотивировали меня как можно быстрее покинуть это место. И какое было наслаждение, когда я довёз свою уже неспокойную душу до территории местной базы отдыха, где с распростёртыми объятиями меня принял в свои владения свежий и душистый хвойный лес. Здесь я и остановился передохнуть и поразмышлять о прошедшем недобром участке пути. Нельзя не отметить, что ввиду неосведомленности выбранный мною маршрут был весьма неудачен. Тем не менее присутствие в столь злачной местности открыло для меня новую ступень значимости внутреннего предчувствия, которое столь тонко реагирует на окружающее, что даже неведомое каким-то удивительным образом складывается в доступное, хоть и неосознанное отражение действительности.
Наконец, достигнув частного сектора, где по правую руку, вдали, уже виднелись трамплины федерального центра подготовки по зимним видам спорта «Снежинка», мои мысли окончательно очистились и прояснились. Отныне мое внимание занимал исключительно последний этап путешествия. История знаменитой горнолыжной базы «Снежинка» начинается в 1980 году, когда в Чайковском открывается Челябинский государственный институт физической культуры, дающий первый толчок развития базы, которая на тот момент обладала только 40-метровым трамплином. Постепенно комплекс обзаводится новыми спортивными сооружениями и биатлонным стрельбищем. Однако, в 90-х годах, после проведения финальных стартов чемпионатов СССР, трамплины более не используются и приходят в негодность. «Воскрешение» произошло в 2012 году, когда после 3-х лет строительства фактически с нуля, был торжественно открыт спорткомплекс, направленный на подготовку российских спортсменов к Олимпийским играм в Сочи 2014 года. С тех пор Пермский край является единственным субъектом России, имеющим в распоряжении комплекс, прошедший международную сертификацию, и соответствующий всем требованиям для проведения мировых соревнований. Он включает в себя биатлонную трассу и 5 трамплинов. Центр оборудован подъемниками, трибунами, искусственным освещением и оснежением, а в летнее время на поверхность наносится специальное покрытие, что позволяет проводить тренировки и соревнования круглогодично. По словам многих мировых и местных спортсменов, спорткомплекс обладает приятной атмосферой, захватывающим соревновательным духом, хорошей организацией и отличным состоянием трасс и трамплинов, что ставит его в один ряд к другим достоинствам моего славного города.
Фактически «Снежинка» расположена на горе Стрижуха (203 метра), вершина которой находится всего в нескольких сотнях шагов от лыжного комплекса. С горой связана одна Прикамская легенда, объясняющая её название. Молва гласит об истории любви молодой местной жительницы села Сайгатки и юноши, который состоял в войске Емельяна Пугачёва. Армия двигалась из Красноуфимска на Воткинский завод, когда камнем преткновения перед ними легла широкая и могучая река Кама. Местные жители, среди которых была красавица-дочь местного богатея, радушно встретили Пугачева. Один из воинов глянул на красавицу и влюбился. Отец девушки запретил ей встречаться с юношей: «Если ты будешь любить пугачевца, я отправлю тебя в монастырь, быть тебе стрижухой (монахиней)». Но она ослушалась отца и продолжала встречаться с возлюбленным. После гибели юноши подруга ждала его три дня и три ночи. А когда об этом узнал её отец, он схватил ружье, выскочил на берег Камы и, увидев дочь, выстрелил ей в грудь со словами: «Ты ослушалась отца, кайся, Стрижуха!». Девушка прикрыла смертельную рану косой и вошла в пещеру, распахнувшейся перед ней в гранитной скале. «Девять дней и девять ночей из скалы слышался плач раненой девушки, а на десятый день из камня выступили первые, чистые, как слезы, капли воды. С тех пор эту гору стали называть её именем — Стрижуха, а ключи, что и поныне текут из Стрижухи — холодными слезами любви... Это она все еще тоскует и плачет. Их любовь вечная!», — писал в своей книге «Легенды и были Прикамья» Куляшов П.Ф.



Вершина горы была затянута хвойным лесом, и для того, чтобы полюбоваться рекой и окрестным пейзажем, необходимо спуститься по склону к смотровой площадке другой вершины, ныне именуемой Лысой. Здесь мне повстречались местные мотоциклисты на кроссовых байках, которые ловко штурмовали гору, демонстрируя удивительное мастерство восхождения практически по вертикальному косогору. Вскоре, один за другим байкеры покинули вершину, оставив после себя только развороченные колеи и пыль, постепенно оседавшую на землю. Я остался в одиночестве и в пленительной тишине. Передо мной во всей своей блистательности раскинулась великая река, несущая в себе еще множество легенд и былин прошедших веков. Буквально под моей подошвой находилось непримечательное село Ольховка, а по левую руку — притягательный и шёлковый участок леса. Мне удалось удобно расположиться на редкой траве и немного отдохнуть. Здесь я чувствовал, что будто лежу на брюхе огромного доброго гиганта — именно так моя душа и тело ощущали внутренний духовный подъем, возбужденный очарованием и величием окружающих мест.
На этом мое путешествие подошло к концу, мне оставалось только развернуться, подняться на гору и направиться домой уже по ольховскому шоссе, минуя могильники и прочие скверные места. Спуск к городу был весьма скоростным, и вскоре я благополучно завершил велопрогулку. В общей сложности в этот день мною было преодолено 45 км. Увидимся на дороге!





















